Карамян Амина Шах-Алиевна, русский, советский живописец. Родилась в 1923 году в Свердловске (Екатеринбург). Окончила МГХИ им. В.И. Сурикова по мастерской П.И. Котова (1954). Преподаватели: П.И. Котов, А.А. Осмеркин.
Основной жанр: московский городской пейзаж. Член Московской организации Союза художников РСФСР с 1955 г.. Участник всесоюзных, республиканских и московских выставок с 1957 г.. Работы находятся в музеях СССР, включая Третьяковскую галерею. Скончалась в 2007 г..
Работы Карамян А.Ш. периода 1958 — 1975 относятся к «суровому стилю». Термин «суровый стиль» ввёл искусствовед А. А. Каменский. «Суровый стиль» начал формироваться в советском изобразительном искусстве в период «оттепели» (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Хрущёвская оттепель — принятое неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет.
Карамян А.Ш. была дружина со многими из тех кто стоял у истоков создания «сурового стиля». Виктор Попков, Павел Никонов, Игорь Попов, Гелий Коржев, Николай Андронов, Виктор Иванов, Эдуард Браговский. В отличие от зачинателей этого направления Анна Карамян работала, в основном, в жанре городского пейзажа, преимущественно московского. Ей не была близка социальная тематика в искусстве, столь популярная в этот период. Социальная тематика вообще приветствовалась в советской культуре, если конечно она не расходилась с идеологическими установками советского руководства. Анна Карамян писала большие «парадные пейзажи», такие как «Проспект Маркса», «Метрополь», «Красные ворота», но главным мотивом ее работы были переулки и дворы старой Москвы, преимущественно Маросейки, Чистых прудов и Китай-города. Это сформировало ее собственный стиль в искусстве, сочетание монументальной, грубой, почти брутальной стилистики и камерного, пронзительного мотива. В одном из разговоров с отцом, я запомнил его слова о пейзажах Карамян А.Ш. Он сказал примерно так: «Хорошие пейзажи есть у многих художников, но мало пейзажей. в которых обозначено место пейзажа, например Париж, Москва и т.д. Обозначено не через мотив, многие мотивы узнаваемы, а через краску. Вот у Анны (А. Карамян) краска «осенняя, сырая, московская»». Вот это качество ее работ периода 1958 — 1975, с моей точки зрения, уникально. Вообще говоря, я просто не знаю более «московского» пейзажиста.
Во второй половине 70-х годов 20-го века А. Карамян под влиянием «московской школы живописи» (М. Иванов, Е. Григорьева, А. Подколзин и других) перешла к более мягкой живописной манере. Я думаю что дело тут не столько даже во влиянии, (со многими их этих художников она также близко дружила еще по Суриковскому институту), сколько в том что изменилось время . Период оттепели сменился эпохой Брежневского застоя. Изменилась и культура. Я вспоминаю очень отчетливо этот диссонанс в ее душевном настрое, в моем с ней общении в этот период. Она была человеком 60-х годов. Несмотря на то что, в 70-е и 80-е годы она жила, как и большинство советских граждан, несоизмеримо благополучнее, в материально смысле, она чувствовала себя неуютно в чуждом ей времени. Это ощущалось и в живописи, работы были красивые, по прежнему написаны энергично, но в них не было этой мокрой московской краски….
У нас хранится порядка 350 живописных и графических произведений Анны Карамян. Мы отобрали для сайта наиболее характерные из них для показа ее творческого наследия.